Design studio RIMEKS 2010-2017

Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло)




Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) 

Витражи: свет и цвет, композиция и перспектива

Свет и цвет – вот те основы, на чем строили свою работу старые мастера витражного искусства.

Цвет предмета определяется отраженными лучами: в том случае, когда он поглощает почти все лучи, он кажется черным, если же он почти все лучи отражает, то кажется белым. 

Окружающий нас мир мы видим тогда, когда он освещен. Эту возможность восприятия отдельных предметов дает нам свет. По своей физической природе свет является одним из видов лучистой энергии и, аналогично радиоволнам, представляет собой электромагнитные колебания.

В однородной среде (например, в воздухе) световые лучи распространяются прямолинейно, если же они встречают на своем пути непрозрачную полированную поверхность, то основное их количество отражается от нее. Зеркальные поверхности дают правильное отражение, шероховатые поверхности – рассеянное.

Отражение разложенного белого луча называют спектром. Из всего разнообразия цветов отличают семь главнейших: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Расположив их по кругу, получим так называемый цветовой круг, в котором имеется промежуток между красным и фиолетовым цветами. Если в этом промежутке расположить пурпурный цвет, то получится восьмицветовой круг, которым и пользуются в настоящее время. Для практического применения спектр может быть разделен только на три зоны: красную, зеленую и синюю.

Цвет предмета определяется отраженными лучами: в том случае, когда он поглощает почти все лучи, он кажется черным, если же он почти все лучи отражает, то кажется белым. Цвета принято делить по спектральному составу излучения – на монохроматические (цельные) и смешанные.

К цельным относятся: красный, зеленый и синий. Их нельзя разложить и нельзя получить смешением других цветов. Ко вторым относятся остальные цвета. Они получаются путем смешения цельных цветов: например, красный цвет в соединении с синим дает фиолетовый цвет.

Наибольший процент света отражают белые поверхности, отсюда белый и близкие к нему цвета являются самыми светлыми и самыми яркими.

Цвета принято делить на теплые и холодные. К теплым относятся красный, желтый, оранжевый и все другие цвета, которые можно получить от смешения этих цветов. Холодными считаются синий, голубой, фиолетовый и сине-зеленый цвета. Чем больше в зеленом или фиолетовом цвете желтого или красного тонов, тем теплее такой цвет, но при добавлении к ним синего цвета они становятся холодными.

Световые лучи, направленные на черную поверхность, поглощаются ею, белая поверхность хорошо отражает желтые и оранжевые лучи, несколько хуже – зеленые и красные и плохо – синие и фиолетовые. Прозрачное бесцветное оконное стекло пропускает все лучи. Зеленое стекло хорошо пропускает зеленые лучи, хуже – голубые и желтые и вовсе не пропускает остальных лучей.

При перемене освещения, например при переходе от солнечного освещения к электрическому, некоторые цвета изменяются: теплые светлеют, холодные темнеют. Светлота зеленых не изменяется, красные цвета становятся насыщеннее, светло-желтые – трудно отличимыми от белых, оранжевые краснеют. Синие становятся менее насыщенными, темно-синие – неотличимыми от черных, голубые зеленеют и становятся трудно отличимыми от холодных зеленых. Также заметно изменяются некоторые цвета при удалении.

Расположенные рядом цвета находятся во взаимодействии. В зависимости от окружающих его цветов один и тот же цвет выглядит по-разному.

Подбор и гармоническое сочетание цветов представляет собой задачу довольно сложную. Для витражей же, как это вытекает из всего сказанного, цветовая композиция является почти решающей.

Композиция – это построение художественного произведения во взаимосвязи с его содержанием, соотношение отдельных частей произведения, образующее единое целое, воплощённое в конкретную форму. Для перспективных изображений в монументально-декоративной живописи существуют специальные приемы. Назовем только те из них, которые имеют отношение и к витражам.

Перспективные изображения на картинах больших размеров (в том числе ивитражах), располагаемых высоко, должны отвечать условиям наблюдения – снизу вверх. В этих случаях строят перспективу на наклонную плоскость.

Перспективные изображения на кривых поверхностях: сферических – купольная перспектива и на внутренних поверхностях цилиндра (сводах) – панорамная. В этих случаях в задачи художника входит устранение явлений оптических искажений.


По материалам http://www.nalinaart.com




Создан 14 мар 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Дом, интерьер, Мебель, Кухни
Курсы валют: курс евро, доллара, рубля
Яндекс.Метрика Счётчик Тиц и PR